Светлана Мацкевич: гражданское образование сейчас. Часть 1
О том, каким должно быть сейчас содержание гражданского образования для Беларуси размышляет кандидат педагогических наук, специалист в области проектирования содержания образования, одна из авторок образовательной реформы Светлана Мацкевич:
— Многие провайдеры образования разрабатывают свои курсы и содержание образования, исходя из потребностей так называемых целевых групп. То есть, чему белорусы хотят учиться, тому мы их и научим. Но “хотелка”, как бы грубо это ни звучало, — это не запрос на то содержание образования, которое должно быть. Потому что норма — чему надо учить — исходит не снизу, не от целевых групп, а от понимания ситуации более широкого масштаба. Эту потребность формируют экспертные и интеллектуальные группы, которые могут сформулировать её категориально и понятийно.
Как специалист в области проектирования содержания образования и человек, понимающий ситуацию в целом, я разделила бы актуальные задачи в этой области на две крупные группы.
Первая — это мыслительная задача. Здесь нужно разбираться по категориям и понятиям: что такое гражданственность, как мы понимаем гражданство, как мы действуем как граждане. Понимание того, что такое нация, белорусская нация, национальный диалог, а также что такое сообщество и как оно должно выстраиваться. Как соотносится личность и индивидуальность с групповыми интересами, интересами малых и больших групп, и нации в целом.
На мой взгляд, основной дефицит знаний лежит в области гражданственности, гражданского общества и, в том числе, в представлениях о демократии — как она работает и как должны выстраиваться демократические процедуры. Опыт, например, строительства Координационного Совета или различных демократических институтов за пределами страны показывает, что у многих белорусов, даже самых просвещённых, в подсознании есть штамп, который не осознаётся — это штамп вертикализации.
На практике, когда мы попадаем в большие группы людей с разными мнениями, концепциями и убеждениями, мы почему-то начинаем выстраивать вертикаль и подчинение лидеру. Возникает простейший механизм: есть лидер, мы все идём за ним, выстраиваем вертикаль, а не движение или демократический институт. Мы устраиваем “копи-паст” авторитаризма.
Эту ситуацию мы наблюдаем уже четыре года. Мы должны учиться на своих ошибках, не просто получать знания на курсах, а рефлексивно разбирать свои собственные ошибки. Поэтому важно не только чему учить, но и как учить, и на какой практике основывать обучение: не только на позитивном европейском образце, но и на примерах работы белорусских институтов. Обучение должно быть рефлексивным, деятельностным, в формате “делаем и учимся”, learning and doing.
Также важен аспект, связанный с пониманием, где находится личная позиция и личное мнение, и как должны формироваться общие доктрины и установки, что означает единство. К этой категории сейчас часто апеллируют. Если появляется мнение или позиция, не совпадающая с генеральной линией, сразу выдвигается аргумент единства: если вы не согласны, значит, вы против единства. Срабатывает механизм отрицания иного. Мы изначально не признаём, что иное может существовать, и если это не признаётся, то сложно вступать в коммуникацию.
Нет понимания, что единство основывается не на подчинении генеральной линии, а на согласовании и аргументации, на выслушивании сути дела и оснований каждой позиции, на попытке найти в этой разнице что-то общее. Это общее может стать основой для будущего единства.
Единство в гражданском обществе достигается сложно. Оно достигается не только институционально, но и интеллектуально — по сути дела, по смыслам, по содержанию.
Основной ключевой и болезненный момент в гражданском образовании сейчас — это разбор по смыслам и по содержанию. В это нужно углубляться, а не подменять сложные сущностные разборы упрощёнными видами обучения, такими как психотерапия или достижение личного комфорта — вещами, ориентированными на адаптацию к существующей среде.
Нам нужно понимать, что общей рамкой для гражданского образования сейчас становится не адаптация к ситуации, а движение. Нам нужно “вытащить себя, как Мюнхаузен, из болота”, взглянуть на себя со стороны и начать двигаться. Нам нужно хотя бы сделать первый шаг вперёд в масштабе существующих демократических сил, чтобы затем претендовать на создание нормы для всего гражданского общества.
Это длительный процесс, который не достигается быстро. Гражданское образование — это то, что касается массового образования. Даже не образования, а скорее просвещения, ликвидации гражданской безграмотности. Это является ключевым пунктом в обучении гражданского общества Беларуси.