“Я вижу нас как сообщающиеся сосуды”. Светлана Мацкевич о преодолении разделенности Беларуси и понятии гражданской нации. Часть 3
О том, каким должно быть сейчас содержание гражданского образования для Беларуси размышляет кандидат педагогических наук, специалист в области проектирования содержания образования, одна из авторок образовательной реформы Светлана Мацкевич:
— Мы должны увидеть себя и всех беларусов неразделенными на Беларусь внутри и за пределами. Реально мы разделены, но мыслить себя мы всё равно должны как единую нацию. Единство в мышлении. Так случилось исторически, что мы разбросаны. И да, в Беларуси люди могут делать одни действия, за пределами Беларуси — другие. Но мыслить Беларусь можем вместе. Это то единственное, что у нас осталось. И это может достигаться через культуру, образование, коммуникации разного типа: подпольные, неподпольные, какие угодно. Я вижу нас как сообщающиеся сосуды. Эти связи нужно поддерживать и развивать.
Важен не формат, как мы это сделаем, а общий ключевой месседж, который становится важным для всех и обсуждается всеми. Назовите это как хотите: ключевой код, ключевая идея, мысль. Она должна вбрасываться, и тогда, независимо от того, за пределами страны или внутри, если это обсуждается, это нас и объединяет. А интеллектуальная элита должна искать эти ключевые содержания и вбрасывать их. Не формализовывать, а задавать смыслы. Они могут быть даже мелкими, но их нужно всё равно обсуждать.
Сама жизнь нам подбрасывает темы. Я часто вижу, как люди убегают от попыток углубиться в аргументацию и смысл. Я объясняю нашим политикам простые вещи — разделение властей. И это выглядит как взорванная бомба.
Нужно тотальное просвещение. Это должны делать группы. Нарабатывать понимание не просто абстрактной демократии, а её практических моментов, таких как разделение властей, разбор по понятиям, что такое империализм, что такое колонизация. Это требует углубления в понимании, обращения к историческим знаниям, а не просто оперирования словами. И тут у нас работы — конь не валялся. Адукаторы сейчас становятся фактически на передовой.
Необходим набор ключевых болезненных тем. Не нужно бояться этой болезненности и замыливать “неприятные” темы другими более комфортными — будущая реформа, транзит власти и т.д.
В силу нахождения в определённом органе демократических сил я вижу целый набор категорий и понятий, которые подлежат разбору и включению в живую практику демократизации страны. И какую тему ни возьмите — везде куча вопросов. Например, берём тему политзаключённых. Кого называют политзаключёнными? Какие критерии? Как определяются политзаключённые? Это живая практика нашего демократического управления. Что такое военнопленные? Чем отличаются военнопленные от политзаключённых?
Пока не будет разбора по понятиям, будет вечная сварка. Мы из этой белорусской сварки и брани друг с другом должны выходить на нормальные вещи.
Или возьмём вопрос языка, белорусизации. Здесь тоже необходимо смысловое понимание темы. Этим занимается Павел Терешкович. Он не просто обсуждает белорусизацию как отражение каких-то старых прошлых категорий смыслов. Здесь требуется обсуждение в новой подаче. И поиск этой новой подачи — тоже задача белорусских интеллектуалов. Например, Павел пытается перевести тематику белорусизации в тему нормальности. Это необходимо, чтобы хоть как-то обустроить диалог по этому поводу. И в этом плане у нас очень много работы. Что ни возьми, везде этот набор смыслов и категорий, требующих раскрытия и углубления.
Чтобы поменять стиль гражданского образования, надо переключить сознание беларусов на понимание, что мы не просто беларусы, а мы — беларусы-граждане. Увидеть себя как гражданскую нацию, а не просто народ по крови, по этносу. Это противоречие до сих пор не разрешено. В силу нашей политической обстановки оно замылилось. Понимание гражданской нации, гражданства, гражданственности — это одно. А понимание беларусов как народа, этноса, культуры — это другое.
Мы не докручиваем идею гражданской нации.
Категория гражданского общества как субъекта, а не народа, которым управляют, является ключевой в данный момент в гражданском образовании.