Светлана Мацкевич о переформате гражданского образования и живом мышлении для будущего. Часть 2
О том, каким должно быть сейчас содержание гражданского образования для Беларуси размышляет кандидат педагогических наук, специалист в области проектирования содержания образования, одна из авторок образовательной реформы Светлана Мацкевич:
— Еще один сложный вопрос в области гражданского образования — подготовка элит, элитарное образование.
Массовое образование и индивидуальное элитарное образование — это два разных типа или направления образовательной деятельности. Они по-разному выстраиваются, имеют разные цели и задачи, разные методологии. Мы не должны подменять подготовку элит обучением лидерству или какими-то модными направлениями, например, управленческими квалификациями. У нас есть несколько таких программ, типа “Кадровый резерв”, которые претендуют на подготовку будущих чиновников.
Это образование, претендующее на некоторую элитарность. Но нужно четко понимать, что элитарность задается не квалификацией. Квалификация — это все-таки подготовка. Для этого есть уже действующие формализованные институции в образовании, в том числе и европейские, где белорусы могут получать эту квалификацию и без наших усилий.
Наша задача — вырастить национальную элиту. Это небольшая группа людей, которые будут пользоваться авторитетом, вступать в диалог с гражданским обществом и задавать высокую планку понимания и сущности белорусской действительности, белорусской реальности. Это не просто аналитика или исследования, это все-таки особый тип национального мышления.
Для его формирования нужны совершенно другие формы: интеллектуальные клубы, более широкие коммуникации, критика, предложения, связанные с процессами реформирования, с видением будущего. И тут у нас, к сожалению, пока не все хорошо. До 2020 года в Беларуси был Летучий университет, Белорусский коллегиум, было живое активное движение в этом направлении. Было много площадок, которые работали одновременно и на подготовку элит, и на контакты с массовой публикой. После 2020 года эти темы перешли в рамку просто трансляции.
То есть мы отдельные фрагменты текстов того же Акудовича, Мацкевича, Беляцкого пытаемся через какие-то кампании фиксировать. Но это не есть процесс живого мышления. Живое мышление происходит в коммуникациях, на межпредметных семинарах, методологических семинарах, в разного рода клубах.
К сожалению, вот эти форматы образовательной работы часто не считаются образовательными. Мне приходится работать с европейскими коллегами, которые не считают это образованием. Им кажется, что это должно происходить естественным образом. Но нам нужно прилагать усилия. Это не то, что возникает как естественное следствие синергии разных направлений: философских, методологических и так далее. Это нужно организовывать, программировать, если говорить методологическим языком. И именно на это должны быть направлены усилия адукаторов.
Эти процессы интеллектуальной работы все равно нужно задавать. На них, к сожалению, в силу нашей суетности не хватает усилий и времени. Мы теряемся в суете, в мелких видах работ. И эти мелкие работы отключают у нас рефлексивность и понимание, думание о главном.
Сейчас нужно запустить переформат гражданского образования за пределами страны и потом запустить трансляцию внутрь страны с разными инструментами и механизмами. И обсуждение этого переформата, я думаю, должно быть рефлексивным: в чем наши приоритеты и что является главным?
Мы должны восстановить те тексты, которые были уже созданы нашими ведущими философами, методологами, интеллектуалами в разных сферах. Работы, как предметные, так и метапредметные. И для этого нужно устраивать “шведские кружки”, разворачивать широкую работу по закреплению смыслов. Взяться за эти смыслы и обсуждать их глубоко, спорить друг с другом. Развернуть такую линию образовательного движения, как это было сделано в свое время в скандинавских странах Грундтвигом, в виде народных университетов.
Нужно запустить процесс углубления в смыслы и стыковку их с элитами, с ведущими специалистами в различных отраслях, думающих о будущем.
И такая работа должна быть нами запрограммирована. Программа, повестка дня, дорожная карта должны быть созданы, и мы будем действовать по ним.
Сейчас есть отвлечение. Я сама рефлексирую этот процесс, и мне кажется, что мы большей частью отвлеклись на специализацию, и эти общие рамки теряются. Это удобнее: разбираться в какой-то мелкой теме. Хотя, если взять реформу образования, которой я занимаюсь, это не совсем мелкая тема, но она сейчас не соответствует моменту. Все, что нужно сделать по реформе образования, мы уже сделали: дорожные карты, программы, видения того, как это должно быть. У нас уже все есть для того, чтобы осуществить реформу. У нас нет только момента X, когда это станет возможным. И поэтому нужно прилагать усилия и обеспечивать свою готовность к этому моменту X.
Гражданское общество и белорусы должны научиться медленно, не суетясь, углубляться в крупные и важные смыслы и содержания. Сейчас не время активных действий. Сейчас время мышления и видения себя в этом мышлении.
Поэтому мы должны коллективно поднимать друг друга на этот рефлексивный уровень. Видение себя в себе, видение другого в себе — это очень тонкие и важные моменты.
Это не материальная, оперативная помощь, когда кто-то переехал из страны, и нужно, естественно, обустроить быт и т.д. Это обсуждение того, ради чего мы всё это делаем. Это погружение, которого не нужно бояться.
Мы должны найти свой уникальный формат — белорусский формат коммуникации друг с другом в новых условиях, в этих кризисных ситуациях. Не акцентировать внимание на том, что мы разбросаны по разным странам, а думать о том, что нас объединяет.
Нужно говорить не просто о ценностях, а о конкретных ценностях. Что для вас ценно? Демократия ценна? А это как? Мы хотим строить образование? Давайте тогда обсуждать не ЕГУ, а обсуждать Университет — наш будущий университет, в который мы сами должны вкладываться.
Нужна тематическая, формальная и рамочная переориентация. Это всё крупное перепрограммирование. Если это слово не пугает современных адукаторов, то я бы поставила именно такую политическую цель в гражданском образовании.